Упражнение МКПП-11
Удержание автомобиля в пределах своей полосы во время движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке (за городом)
Навык, тренируемый на данном упражнении – Способность удерживать автомобиль в пределах своей полосы (без выезда на соседнюю полосу), переключая передачи в восходящем и нисходящем порядке при движении прямо и в поворотах.
Ожидаемый результат – Курсант, уверенно удерживающий автомобиль посередине своей полосы движения без помощи инструктора на протяжении 10 км подряд.
При движении в поворотах, ваша задача найти и прочувствовать такой угол поворота руля, при котором машина вписывается в свою полосу движения, без смещения к встречной полосе или обочине.
Есть еще один секрет, для того, чтобы автомобиль точно следовал по заданной̆ траектории, нужно фокусировать внимание на той точке дороги, где вы хотите оказаться через несколько мгновений. Проще говоря, когда вы начинаете поворачивать руль (на входе в поворот), ваш взгляд уже должен находиться на выходе из поворота.
Резко отпуская педаль газа, или резко нажимая на нее, вы провоцируете скольжение колес автомобиля. Поэтому, добавлять «газ» можно плавно на выходе из поворота одновременно с возвратом руля в положение прямо.
Если при разгоне автомобиля с механической коробкой передач водитель своевременно переходит на более высокие передачи, то при замедлении, он своевременно переходит на более низкие. Это необходимо для поддержания оптимальных оборотов работы двигателя, при которых сохраняется хорошая тяга (когда при более сильном нажатии на педаль «газа», скорость автомобиля начнет заметно увеличиваться), что обеспечивает высокую маневренность автомобиля и безопасность движения.
Оптимальные обороты работы двигателя при постоянной скорости движении для большинства импортных автомобилей - около 2000. Кроме того, обороты не должны:
- опускаться ниже 1500 на всех передачах, кроме «II» и «I» передач (на «II» и «I» передачах - не ниже холостых оборотов);
- подниматься выше критического значения - заходить в красную зону.
Поэтому при снижении скорости нужно поглядывать на тахометр и включать более низкую передачу при снижении оборотов ниже 2000. То есть с «IV» передачи переходите на «III», с «III» на «II». А вот со «II» на «I» переходить не стоит, т.к. на «II» передаче тоже можно ехать с низкой скоростью и или остановиться (своевременно выжав педаль сцепления).
Исходное положение:
Упражнение выполняется за городом, на дороге где очень мало других транспортных средств. Двигатель автомобиля прогрет и работает. Колеса находятся в положении прямо. Выключен ручной тормоз. Коробка передач в нейтральном положении. Выполнены предварительные действия по настройке органов управления автомобилем.
Тренировка:
1. Включите левый сигнал поворота, показав, таким образом, начало своего движения, и убедитесь в левое зеркало в безопасности начала движения.
2. Разгонитесь до 15-20 км/ч («I» или «II» передача). Двигайтесь по прямому участку.
3. Подъехав к месту поворота, при необходимости, снизьте скорость, и направьте автомобиль в поворот (нужно двигаться посередине своей полосы движения). Для начала важно почувствовать руль и понять, как сильно нужно повернуть руль для поворота. Не забывайте про технику руления двумя руками. Старайтесь подбирать положение рук таким образом, чтобы при движении в самом повороте они не оказывались в нижнем секторе руля. Лучше всего, если при повороте направо руки будут находиться в правом секторе руля (точки «12» и «4»), а при повороте налево - в левом секторе (точки «12» и «8»).
4. На дуге поворота старайтесь поддерживать постоянную скорость, такую же, как до поворота.
5. На выходе из поворота верните руль в положение прямо и продолжайте движение до следующего поворота.
6. По мере увеличения уверенности при движении можно постепенно перейти на «III», а затем и на «IV» передачу и увеличить скорость до 50 км/ч.
7. Двигаясь на «IV» передаче, начните снижать скорость движения, немного нажав на педаль тормоза и отпустив педаль «газа».
8. Когда стрелка тахометра приблизится к 1500 оборотам, выжмите сцепление и включите, «III» передачу. Плавно отпустите педаль сцепления до момента схватывания (вы почувствуете увеличение количества оборотов и сможете увидеть это по тахометру).
7. Продолжите плавно отпускать педаль сцепления до конца её хода, продолжая слегка удерживать педаль тормоза.
9. Когда стрелка тахометра приблизится к 1500 оборотам, выжмите сцепление и включите, «II» передачу. Плавно отпустите педаль сцепления до момента схватывания (вы почувствуете увеличение количества оборотов и сможете увидеть это по тахометру).
10. Продолжите плавно отпускать педаль сцепления до конца её хода, продолжая слегка удерживать педаль тормоза.
11. Когда стрелка тахометра опустится ниже 1500 оборотов, выжмите педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох, и продолжайте тормозить до полной остановки.
12. После остановки включите ручной тормоз, нейтральную передачу и отпустите сцепление.
Одна из самых распространенных ошибок начинающих водителей - движении накатом. Движение накатом, это движение машины по инерции, когда двигатель разъединен с колесами. Возникает такой режим при нажатии на педаль сцепления или при включении нейтральной передачи. Движение «накатом» является грубой ошибкой водителя по следующим причинам:
- Во время движения накатом ухудшается управляемость автомобиля;
- Отсутствует возможность быстрого ускорения;
- При торможении повышается риск блокировки колес, потери устойчивости и управляемости автомобиля;
- В случае необходимости совершения маневра (особенно в критической ситуации) при включении передачи будет упущено время, а также есть риск включить «неправильную» передачу.
Привыкайте к мысли о том, что «нейтралка» - технологическая необходимость. Она нужна для стоянки автомобиля с работающим двигателем, служит промежуточной передачей при переключениях. Но она никак не предназначена для того, чтобы двигаться на ней длительное время. Итак, в движении всегда должна быть включена передача.