Упражнение МКПП-10.4
Начало движения, небольшой разгон, замедление и остановка (за городом)
Навык, тренируемый на данном упражнении – Способность плавно начать движение, немного разогнать автомобиль, плавно снизить скорость и плавно остановить автомобиль.

Ожидаемый результат – Курсант, уверенно и плавно начавший движение авто с места без пробуксовки и плавно остановивший его 5 раз подряд.

Мы с вами знаем, что за динамику разгона отвечает педаль «газа», которая увеличивает подачу топлива в двигатель и увеличивает скорость его работы. Это можно увидеть на приборе, который называется ТАХОМЕТР (НУЖНО ПОКАЗАТЬ) Стрелка на этом приборе показывает, как быстро работает двигатель. Это измеряется в количестве оборотов в минуту. При нажатии на педаль газа двигатель начинает работать быстрее, и стрелка начинает подниматься. При отпускании педали газа, скорость работы двигателя уменьшается, и стрелка опускается. Обращаю внимание, что тахометр показывает именно скорость работы двигателя, но не скорость движения автомобиля. Как правило, при увеличении скорости работы двигателя, увеличивается и скорость движения. Но так происходит не всегда. Например, если машина забуксовала, то при нажатии на педаль газа стрелка на тахометре будет подниматься, но автомобиль будет стоять на месте.

На тахометре есть значения количества оборотов двигателя, отмеченные красным цветом. (НУЖНО ПОКАЗАТЬ) И чем ближе количество оборотов приближается к красным значениям, тем сильнее двигатель перегружен. Во время движения обороты двигателя лучше удерживать в пределах от 1000 до 3000 оборотов в минуту. Поэтому мы не сможем сильно разогнаться, двигаясь на «I» передаче. Для дальнейшего разгона нам потребуется переключиться на более высокую «II» передачу, а затем на «III». Чем выше передача, тем ниже оборо­ты двигателя при движении на одной и той же скорости. Например, двигаясь на «I» при скорости 20 км/ч и оборотах двигателя около 2500-3000, после переключения на «II» передачу, при той же скорости двигатель будет показывать уже примерно 1500-2000 оборотов (в зависимости от мощности двигателя). А если переключиться на повышенную передачу при низких оборотах, скажем 1000-1500, автомобиль, вместо разгона, будет снижать скорость, начнет дергаться и вскоре мотор заглохнет. Значит, переключая передачу, водитель должен знать, при каком количестве оборотов ему следует переключать передачу. Но, как вы понимаете, на машинах разной мощности и других технических характеристик, количество оборотов двигателя для переключения передач может различаться. Так вот, можно сказать, что быстрый разгон происходит, когда водитель вклю­чает следующую передачу по достижении момента, после которого ускорение автомобиля начинает немного снижаться, и скорость движения на спидометре (НУЖНО ПОКАЗАТЬ) перестанет быстро расти. При обучении вождению мы будем разгоняться «спокой­но» и переключать передачи будем при 2500 – 3000 оборотах в минуту.

Про разгон мы немного поговорили, теперь давайте поговорим про торможение. Наиболее безопасное торможение - плавное, при кото­ром автомобиль не «клюет носом». Поэтому, начинать тормозить нужно заранее, стараясь нажимать на педаль тормоза с минимальным усилием, распределяя усилие на педали тормоза от начала до конца торможения. Иными словами, я рекомендую делать тормозной путь достаточно длинным, как будто вы тормозите на скользкой зимней дороге. Очередной раз напоминаю, что если вы привыкните летом тормозить «по-зимнему» - заранее и плавно, то всегда будете го­товы к «зимней» езде и в первый же снег почувствуете себя уверенно.

Выбор «зимнего», длинного тормозного пути дает и другие преимущества:

- Делает движение более комфортным для пассажиров.

- Увеличивает срок службы тормозной системы автомо­биля.

- Повышает безопасность движения в транспортном потоке (чтобы в вас не врезались сзади).

- Движение становится более равномерным и эконо­мичным.

Кроме того, наиболее безопасное торможение происхо­дит на «прямых» передних колесах, так как при тормо­жении на повернутых колесах автомобиль может поте­рять сцепление с дорогой.

Принято различать два типа торможения: служебное и экстренное. В случае повседневного служебного торможения, ког­да водитель самостоятельно выбирает моменты начала и окончания торможения (остановки), чем равномер­нее распределяется тормозное усилие на тормозном участке дороги, тем лучше. Я имею в виду, что, чем меньше манипуляций вы будете осуществлять с педа­лью тормоза, тем безопаснее и стабильнее будет тормо­жение. Нужно стремиться к тому, чтобы останавливать машину точно в запланированном месте без «недотормаживания» и «перетормаживания».

В случае экстренного торможения, когда момент оста­новки определяется местом нахождения препятствия, а начинать торможение необходимо как можно раньше, должно использоваться максимально сильное на­жатие на педаль тормоза.

Исходное положение:

Упражнение выполняется за городом, на дороге где очень мало других транспортных средств. Двигатель автомобиля прогрет и работает. Колеса находятся в положении прямо. Включен ручной тормоз. Коробка передач в нейтральном положении. Выполнены все действия по подготовке авто к началу движения.

Тренировка:

1. Включите левый сигнал поворота, показав, таким образом, начало своего движения, и убедитесь в левое зеркало в безопасности начала движения.

2. Начните плавно движение на «I» передаче.

3. Плавно нажимая на педаль газа, ускоряйте машину. Смотрите вперед на дорогу, периодически сверяясь с показаниями тахометра. Во время движения с помощью руля удерживайте автомобиль посередине своей полосы движения.

4. Когда стрелка тахометра достигнет 2500 - 3000 оборотов, перенесите носок левой ноги с площадки на педаль сцепления, оставляя пятку на месте, и одновременно пе­ренесите правую руку с рулевого колеса на рычаг КП.

5. Выжмите сцепление, одновременно плавно отпустите педаль «газа» и включите «II» передачу.

6. Плавно отпустите педаль сцепления до момента «схва­тывания».

7. Как почувствуете «схватывание», плавно добавьте «газу», одновременно плавно от­пуская педаль сцепления от точки схватывания до кон­ца хода педали.

8. Верните правую руку с рычага КП на рулевое коле­со (точка «2»), а носок левой ноги - на площадку для отдыха ноги.

9. После достижения скорости 20 км/час, включите правый сигнал поворота, показав планируемую остановку, убедитесь в безопасности остановки в правое зеркало.

10. Плавно слегка нажмите на педаль тормоза и начните торможение. Плавно усиливайте нажатие.

11. Когда стрелка тахометра опустится до 1000-1500 оборотов, выжмите педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох и продолжайте тормозить до полной остановки.

12. Перед самой остановкой во избежание «клевка» ав­томобиля плавно ослабьте давление на педаль тормоза практически до минимума.

13. Совершив остановку, включите ручной тормоз, нейтральную передачу и отпустите сцепление.

Некоторые комментарии:

- После каждого переключения передач нужно возвра­щать правую руку на рулевое колесо, а носок левой но­ги - на площадку.

- Увеличивайте усилие, с которым держите руль, если вы сняли с него одну руку. Если продолжать «висеть» на руле левой рукой, автомобиль тут же вильнет влево.

- Как было сказано выше, для переключения передачи вверх нужно доходить до 2500-3000 оборотов. Но при разгоне на спуске переключение можно начинать раньше (скажем, при 2000-2500 оборотах). При разгоне на подъеме лучше, наоборот, переключаться позже (3000-3500 оборотах);

- Педаль газа нужно нажимать плавно и желательно бо­лее чем наполовину ее хода. Тогда скорость движения будет расти быстрее. Однако на скользкой дороге педаль газа следует нажимать слабее, чем на асфальте. И нажимать на нее нужно тем слабее, чем более скользкой является дорога и чем мощнее двигатель. Также, на скользкой дороге можно переходить на следующую передачу при более низких оборотах двигателя. Кроме того, чем более скользкой является дорога и чем мощнее двигатель, тем ниже должны быть обороты дви­гателя при переходе на повышенную передачу.

- Помните, ваша цель - добиться плавности хода. Кри­терий правильности переключения передач - движе­ние без рывков и клевков автомобиля, т.е. таким образом, чтобы пассажир не замечал моментов пере­ключения. Не переживайте, если у вас это получится не сразу. Но если будете стараться, то получится обязательно!

- На данном этапе тренируйтесь переключать передачи бы­стро, но не спеша. Пока вы только привыкаете к этому, все переключения происходят, скорее всего, медленно, слишком затянуто. Но потом все начнет получаться авто­матически. Вполне приемлемо, если на переключение у вас будет уходить около 2 с. Но если научитесь за 1 с, сохраняя точность и аккуратность действий, то хвала вам. Теперь приведу некоторые типичные ошибки при разго­не и переключении передач.

- Многие начинающие водители не спешат с переходом на следующую передачу по достижении нужных оборо­тов работы двигателя. Так и продолжают двигаться на I передаче (или на других передачах) с рычащим двигателем. Плохого в этом ничего нет, но и хорошего - тоже. Разгон эффективен, когда водитель быстро проходит все пере­дачи и достигает нужной ему скорости. Таким образом, переходить на следующую передачу необходимо сразу по достижении нужных оборотов, без «зависания» на пониженной передаче. «Зависание» возможно, если того требует дорожная обстановка: например, по­ведение потока неоднозначно, и водитель решает, пере­ходить ли на повышенную передачу с продолжением разгона или уже снижать скорость на этой передаче.

- Многие водители при разгоне «бросают» педаль сцеп­ления, что вызывает рывок машины, а на скользкой до­роге может привести к скольжению. Педаль нужно от­пускать плавно (в идеальном варианте еще и быстро) в два этапа с задержкой в точке схватывания.

- Одна из распространенных ошибок - нахождение руки на рычаге КП во время всего разгона или нахождение левой ноги на педали сцепления во время всего разго­на. Не ленитесь, возвращайте руку на руль, а ногу на площадку.
Не забывайте ставить отметку о выполнении задания в КОНТРОЛЬНОМ ЛИСТЕ
Для перехода к следующему заданию, нажмите кнопку "ПЕРЕЙТИ"