Упражнение МКПП-10.
Начало движения на автомобиле с механической̆ коробкой̆ передач без добавления «газа» (за пределами города)
Навык, тренируемый на данном упражнении – Способность плавно начать движение без добавления «газа».
Ожидаемый результат – Курсант, уверенно и плавно начавший движение без добавления «газа» 5 раз подряд.
Есть два правила, которые помогут вам правильно начать движение. Эти правила обязательны для выполнения на скользкой дороге. Но и на хорошей дороге они нисколько не помешают:
1) Передние колеса автомобиля во время старта должны находиться в положении прямо, т.к. повернутые колеса создают дополнительное сопротивление движению автомобилю. Чем больше угол их поворота, тем сложнее им зацепиться за дорогу и тем вероятнее они забуксуют, т.е. будут прокручиваться на месте без движения вперед.
2) Первый оборот ведущих колес должен пройти без проскальзывания. Если на старте колеса сразу забуксовали, то машина так и останется стоять на месте, буксуя. Значит, главная задача в начальный момент движения на плохом покрытии - покатиться, а не заскользить. А для этого нужно как можно меньше «газовать», ведь чем больше «газу», тем больше склонность колес к пробуксовке.
Предвижу вопрос: причем тут плохое покрытие, если нужно научиться, хоть как-то стартовать? А дело в том, что существует простой и универсальный способ начала движения, который позволяет трогаться с места на любом покрытии (лед, снег, грязь, асфальт), с любым уклоном дороги (спуск, горизонтальная дорога, подъем). Именно этому способу я хочу вас научить. Итак, начнем.
На любой машине с механической коробкой можно трогаться с места вообще без использования педали газа! Возможно, вы удивлены тому, что с места можно трогаться и без «газу». Я поясню. Для движения машине нужна тяга от двигателя, которую мы обычно создаем, нажимая на педаль газа. Мы нажимаем на педаль газа, в двигатель поступает больше топлива, он начинает быстрее работать, на тахометре (специальный прибор, показывающий скорость работы двигателя) (НУЖНО ПОКАЗАТЬ ТАХОМЕТР) поднимаются обороты, энергия от двигателя передается на колеса и автомобиль ускоряется. Но когда педаль газа полностью отпущена, двигатель продолжает работать на холостых оборотах. Обратите внимание: если машина стоит на месте (включена нейтральная передача «N»), то тахометр показывает 800-1000 оборотов в минуту. Это и есть холостые обороты. На этих холостых оборотах двигатель тоже создает тягу, только она очень слабая, и у ведущих колес остается мало шансов, чтобы забуксовать. Но ее-то как раз и бывает достаточно для того, чтобы сдвинуть машину с места, если включена первая «I» или задняя «R» передача.
При работающем двигателе, чтобы тронуться с места, остается только аккуратно соединить двигатель с колесами, и считайте, что вы поехали. Для этого и нужно отпустить педаль сцепления до точки схватывания. Момент схватывания при включенной передаче определить достаточно просто - стрелка тахометра чуть опустится, показывая небольшое снижение оборотов работы двигателя. Кроме этого звук от работы двигателя станет чуть ниже, машина слегка задрожит (вы почувствуете вибрацию через руль, педали и сиденье). Это означает, что двигатель соединился с коробкой передач и начал через нее передавать свою тягу на колеса. Если после этого чуть-чуть отпустить педаль сцепления, машина тронется с места. После этого нужно плавно отпустить педаль полностью - машина продолжит медленное движение. Добавляем «газ» и разгоняемся. Все. Если вы освоите эту нехитрую процедуру, считайте, что трогаться с места вы научились.
Исходное положение:
Упражнение выполняется за городом, на дороге где очень мало других транспортных средств. Двигатель автомобиля прогрет и работает. Колеса находятся в положении прямо. Выключен ручной тормоз. Коробка передач в нейтральном положении. Настроенное водительское сидение, отрегулированные зеркала и руль. Правая нога находится на педали тормоза, а левая на педали сцепления
Тренировка:
Чтобы начать движение, выполните следующие действия:
1. Нажимая правой ногой на педаль тормоза, левой ногой выжмите педаль сцепления, после чего включите «I» передачу (или передачу заднего хода R, если вам нужно ехать назад).
2. Включите левый сигнал поворота, показав, таким образом, начало своего движения, и убедитесь в левое зеркало в безопасности начала движения.
3. Плавно отпустите педаль сцепления до момента схватывания, удерживая педаль тормоза нажатой.
4. В момент схватывания отпустите педаль тормоза. В этом случае на горизонтальной дороге автомобиль останется не подвижным или начнет медленное движение, если педаль сцепления отпустить чуть больше.
5. Продолжайте плавно отпускать педаль сцепления до конца ее хода. Машина продолжит медленное движение.
6. Выжмите до упора педаль сцепления и нажмите на педаль тормоза для остановки.